Как брать полное омовение гусль. Гусль- полное омовение…

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты . При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта .

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую) .

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос) .

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею .

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую .

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» .

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода» . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха , «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса» .

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем ] пригодно для употребления в пищу» .

Кроме того, для омовения можно использовать снег , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной) .

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль) .

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

«Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Бо льшая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.


Согласно практике посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, правильной манерой купания является следующее:

1. Помыть обе руки три раза.

2. Промыть половые органы.

3. Совершить омовение подобное тому, которое совершается для молитвы. Ноги моются в конце купания, если используется тазик, и т.п.

4. Налить воду на голову три раза, массируя голову пальцами, чтобы вода достигла корней волос.

5. Налить воду на все тело, начиная с правой стороны, затем налить воду на левую сторону, помыть подмышки, внутреннюю часть ушей, пупок, между пальцами ног и слегка протереть остальные части тела.

Все это основывается на сообщении, которое передается от ‘ Аиши, да будет доволен ею Аллах:

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا اغتسل من الجنابة يبدأ فيغسل يديه ، ثم يفرغ بيمينه على شماله فيغسل فرجه ثم يتوضأ وضوءه للصلاة ، ثم يأخذ الماء ويدخل أصابعه في أصول الشعر حتى إذا رأى أنه قد استبرأ حفن على رأسه ثلاث حثيات ، ثم أفاض على سائر جسده ﴾ رواه البخاري ومسلم

«Когда пророк, , купался после полового осквернения, он прежде всего мыл кисти рук, затем левой рукой мыл половые органы, поливая их водой из правой пригоршни, затем совершал омовение, какое совершается перед молитвой, затем брал немного воды и прочесывал пальцами корни волос, чтобы убедиться, что вода достигла (корней волос), затем выливал на голову три пригоршни воды, после чего наливал воду на тело ». Этот хадис передали аль-Бухари 248, Муслим 35/316, Абу Дауд 242, ат-Тирмизи 104, ан-Насаи 1/205.

В другой версии этого хадиса, которую также передали они, говорится:

﴿ ثم يخلل بيديه شعره ، حتى إذا ظن أنه قد أروى بشرته أفاض عليه الماء ثلاث مرات ﴾

«...затем он массировал руками свои волосы, пока не убедится, что кожа стала мокрой, и затем наливал воду на голову три раза».

Они также передали, что она сказала:

﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا اغتسل من الجنابة دعا بشئ نحو الحلاب فأخذ بكفه فبدأ بشق رأسه الايمن ثم الايسر ، ثم أخذ بكفيه فقلبهما على رأسه ﴾

«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался после полового осквернения, он просил принести ему воды, которую (затем) он набирал рукой и начинал мыть правую сторону головы, а затем левую. После этого он набирал воды обеими ладонями и наливал на голову». Этот хадис передали аль-Бухари 254, Муслим 327, Абу Дауд 242, ан-Насаи 1/135, Ибн Маджах 575.

Маймуна , да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

﴿ وضعت للنبي صلى الله عليه وسلم ماء يغتسل به ، فأفرغ على يديه فغسلهما مرتين أو ثلاثا ثم أفرغ بيمينه على شماله فغسل مذاكيره ، ثم دلك يده بالارض ثم مضمض واستنشق ، ثم غسل وجهه ويديه ، ثم غسل رأسه ثلاثا ، ثم أفرغ على جسده ، ثم تنحى من مقامه فغسل قدميه ، قالت : فأتيته بخرقة فلم يردها وجعل ينفض الماء بيده ﴾ رواه الجماعة.

«Я поставила воды пророку, да благословит его Аллах и приветствует, для совершения ѓусля. Он налил воду на свои руки и помыл их два или три раза. Затем он налил воду правой рукой на левую и промыл свои половые органы, вытер руку о землю, прополоснул рот и нос, помыл лицо и руки, вымыл голову три раза, затем полил воду на тело, и, наконец, перешел на другое место и помыл ноги».

Маймуна сказала: « Затем я поднесла ему полотенце, но он отказался взять его и начал стряхивать капли воды рукой». Этот хадис передали аль-Бухари 249, Муслим 317 и 337, Абу Дауд 245, ат-Тирмизи 103, ан-Насаи 1/137 , 200, 204 и 208, Ибн Маджах 467 и 573.

2. Купание для женщин

Женщина купается так же, как и мужчина, за исключением того, что, если она имеет заплетенные волосы, то не обязана их расплетать при условии, что вода достигнет корней волос.

Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что одна женщина спросила: « О посланник Аллаха! Я - женщина и заплетаю волосы в косу. Должна ли я распускать волосы, купаясь после полового осквернения? » Он ответил:

﴿ إنما يكفيك أن تحثي عليه ثلاث حثيات من ماء ثم تفضي على سائر جسدك ، فإذا أنت قد طهرت ﴾ رواه أحمد ومسلم والترمذي وقال : حسن صحيح

« Поистине, тебе будет достаточно вылить на голову три пригоршни воды, затем облить тело водой и ты станешь чистой». Этот хадис передали Ахмад, Муслим 330, ан-Насаи 1/131, Ибн Маджах 603, Ибн Хузайма 246 и ат-Тирмизи 105, который сказал: «Хороший и достоверный хадис».

Передают, что ‘Убайд ибн ‘Умайр , да будет доволен им Аллах, рассказывал:

﴿ بلغ عائشة رضي الله عنها أن عبد الله ابن عمرو يأمر النساء إذا اغتسلن أن ينقضن رؤوسهن فقالت : (يا عجبا لابن عمر ، يأمر النساء إذا اغتسلن بنقض رؤوسهن ، أفلا يأمرهن أن يحلقن رؤوسهن لقد كنت اغتسل أنا ورسول الله صلى الله عليه وسلم من إناء واحد ، وما أزيد على أن أفرغ على رأسي ثلاث إفراغات ﴾ رواه أحمد ومسلم

«Как-то до ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, дошло, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр , да будет доволен Аллах им и его отцом, велел женщинам расплетать свои косы (для купания). Она сказала: “Удивительно то, что Ибн ‘Умар велит женщинам расплетать косы для купания. Почему бы ему не приказать им брить головы? Ведь я и посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует , купались из одной посуды, и все то, чем я обливалась, не превышало трех пригоршней воды на голову”». Этот хадис передали Ахмад 6/43 и Муслим 331.

Женщине, купающейся (для очищения) от менструации или послеродового кровотечения, желательно взять материал из хлопка пропитанного мускусом или благовониями и вытереть им следы крови. Это удалит плохой запах менструальной крови.

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что Асмаъ бинт Йазид спросила пророка , да благословит его Аллах и приветствует , о купании после окончания менструации, и он сказал:

﴿ تأخذ إحداكم ماءها وسدرتها فتطهر فتحسن الطهور ثم تصب على رأسها فتدلكه دلكا شديدا حتى يبلغ شئون رأسها ، ثم تصب عليها الماء ، ثم تأخذ فرصة ممسكة فتطهر بها﴾

«Она должна использовать воду, смешанную с листьями дерева лотос и совершить омовение. Затем она должна налить воду на голову и помассировать голову так, чтобы вода достигла корней волос, после чего должна налить воду на все тело. После этого она должна взять кусок материи или хлопка пропитанную мускусом и очиститься ею». Асмаъ спросила: «А как она должна очищаться?»

Он сказал:

﴿ سبحان الله ! تطهري بها ﴾

«Субханаллах! /Преславен Аллах/ Она должна очиститься ею».

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала шепотом, что она должна провести этим по следам крови. Затем Асмаъ спросила об омовении после полового акта и он сказал:

﴿ تأخذي ماءك فتطهرين فتحسنين الطهور أو أبلغي الطهور ، ثم تصب على رأسها فتدلكه حتى يبلغ شئون رأسها ثم تفيض عليها الماء ﴾

«Набери воды и очистись или соверши как следует омовение, затем налей воду на голову, и помассируй голову, пока она не достигнет кhttp://www.livejournal.com/update.bmlорней волос и затем налей воду на себя». ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Женщины ансаров до того хороши, что застенчивость не мешает им в изучении их религии». Этот хадис передала аль-Бухари 314, Муслим 332, Абу Дауд 314, ан-Насаи 1/135, Ибн Маджах 642.

Из книги ""ФИКХ АС-СУННА""

П ОДГОТОВЛЕНО: http://сайт/

ПОЛНОЕ ОМОВЕНИЕ (гусль) ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ Согласно практике посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, правильной манерой купания является следующее: 1. Помыть обе руки три раза. 2. Промыть половые органы. 3. Совершить омовение подобное тому, которое совершается для молитвы. Ноги моются в конце купания, если используется тазик, и т.п. Налить воду на голову три раза, массируя голову пальцами, чтобы вода достигла корней волос. Налить воду на все тело, начиная с правой стороны, затем налить воду на левую сторону, помыть подмышки, внутреннюю часть ушей, пупок, между пальцами ног и слегка протереть остальные части тела. Все это основывается на сообщении, которое передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купался после полового осквернения, он прежде всего мыл кисти рук, затем левой рукой мыл половые органы, поливая их водой из правой пригоршни, затем совершал омовение, какое совершается перед молитвой, затем брал немного воды и прочесывал пальцами корни волос, чтобы убедиться, что вода достигла (корней волос), затем выливал на голову три пригоршни воды, после чего наливал воду на тело». аль-Бухари 248, Муслим 35/316, В другой версии этого хадиса, которую также передали они, говорится: «...затем он массировал руками свои волосы, пока не убедится, что кожа стала мокрой, и затем наливал воду на голову три раза». Они также передали, что она сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался после полового осквернения, он просил принести ему воды, которую (затем) он набирал рукой и начинал мыть правую сторону головы, а затем левую. После этого он набирал воды обеими ладонями и наливал на голову». Этот хадис передали аль-Бухари 254, Муслим 327, Абу Дауд 242, ан-Насаи 1/135, Ибн Маджах 575. Маймуна, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я поставила воды пророку, да благословит его Аллах и приветствует, для совершения ѓусля. Он налил воду на свои руки и помыл их два или три раза. Затем он налил воду правой рукой на левую и промыл свои половые органы, вытер руку о землю, прополоснул рот и нос, помыл лицо и руки, вымыл голову три раза, затем полил воду на тело, и, наконец, перешел на другое место и помыл ноги». Маймуна сказала: «Затем я поднесла ему полотенце, но он отказался взять его и начал стряхивать капли воды рукой». Этот хадис передали аль-Бухари 249, Муслим 317 2) Купание для женщин Женщина купается так же, как и мужчина, за исключением того, что, если она имеет заплетенные волосы, то не обязана их расплетать при условии, что вода достигнет корней волос. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что одна женщина спросила: «О посланник Аллаха! Я - женщина и заплетаю волосы в косу. Должна ли я распускать волосы, купаясь после полового осквернения?» Он ответил: «Поистине, тебе будет достаточно вылить на голову три пригоршни воды, затем облить тело водой и ты станешь чистой». Муслим 330, Передают, что ‘Убайд ибн ‘Умайр, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Как-то до ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, дошло, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен Аллах им и его отцом, велел женщинам расплетать свои косы (для купания). Она сказала: “Удивительно то, что Ибн ‘Умар велит женщинам расплетать косы для купания. Почему бы ему не приказать им брить головы? Ведь я и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купались из одной посуды, и все то, чем я обливалась, не превышало трех пригоршней воды на голову”». Этот хадис передали Ахмад 6/43 и Муслим 331. Женщине, купающейся (для очищения) от менструации или послеродового кровотечения, желательно взять материал из хлопка пропитанного мускусом или благовониями и вытереть им следы крови. Это удалит плохой запах менструальной крови. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что Асмаъ бинт Йазид спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о купании после окончания менструации, и он сказал: «Она должна использовать воду, смешанную с листьями дерева лотос и совершить омовение. Затем она должна налить воду на голову и помассировать голову так, чтобы вода достигла корней волос, после чего должна налить воду на все тело. После этого она должна взять кусок материи или хлопка пропитанную мускусом и очиститься ею». Асмаъ спросила: «А как она должна очищаться?» Он сказал: «Субханаллах! /Преславен Аллах/ Она должна очиститься ею». ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала шепотом, что она должна провести этим по следам крови. Затем Асмаъ спросила об омовении после полового акта и он сказал: «Набери воды и очистись или соверши как следует омовение, затем налей воду на голову, и помассируй голову, пока она не достигнет корней волос и затем налей воду на себя». ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Женщины ансаров до того хороши, что застенчивость не мешает им в изучении их религии» Этот хадис передала аль-Бухари 314, Муслим 332, Абу Дауд 314, ан-Насаи 1/135, Ибн Маджах 642. Из книги ""ФИКХ АС-СУННА""

И мужчины, и женщины, собирающиеся совершить намаз, обязаны выполнить малое омовение (вуду), а для того чтобы войти в состояние ритуальной чистоты после половой близости или поллюции, необходимо совершить полное омовение (гусль), то есть очистить всё тело. Это является обязательным условием. Также для женщин после окончания периода послеродового очищения и критических дней гусль является фардом.

Это приведение тела в состояние ритуальной чистоты посредством омовения (и масх - проведения мокрой рукой по определённым частям тела) по соответствующим правилам. Многие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуального омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана.

Порядок тахарата перед намазом

  1. Если есть возможность, лучше сесть на возвышенное место, обратив лицо в сторону Киблы и произнести: "А"узу билляхи ми-наш-шайтанир-раджим" (Ищу прибежища у Всевышнего Аллаху от зла низвергнутого сатаны) и "Бисмилляхир-рахманир-рахим" (начинаю "с именем Всевышнего Аллаха Милостивого ко всем в этом мире и Милостивого только к верующим в Судный День").
  2. Три раза вымыть кисти рук до запястий. Протереть пальцами одной руки между пальцами другой. Если на пальцах есть кольца или перстни, то сдвигать их, чтобы под них попала вода (фото 1).
  3. Сказав "Бисмиллях...", набрать воду и полоскать три раза рот (фото 2). Почистить зубы, используя мисвак, а если его нет, то большим и указательным пальцами (фото 3), после этого прополоскать рот ещё два раза.
  4. После произнесения "Бисмиллях..." воду втягивают в нос (фото 4). Если человек не постится, то воду поднести к крыльям носа и втянуть в ноздри, затем высморкать нос левой рукой. Эта процедура повторяется ещё два раза.
  5. Выразив искреннее намерение и сказав "Бисмиллях...", следует, набрав воду в ладони, мыть лицо сверху вниз, от края волос до подбородка включительно, щёки - до ушей (фото 5). Обтереть рукой под бровями. Эти действия повторяются ещё два раза. При умывании лицо следует протирать.
  6. Сказав "Бисмиллях...", мыть, потирая, правую руку до локтя (фото 6). Затем повторить это ещё два раза. Таким же образом три раза моется левая рука (фото 7).
  7. Со словами "Бисмиллях..." провести мокрой рукой по одной четвёртой части головы. После этого указательными пальцами обтереть уши с внутренней стороны и одновременно большими пальцами за ушами (фото 9).

Тыльной стороной трёх влажных пальцев рук, исключая большой и указательный, провести по шее сзади (фото 10). Проведение мокрыми руками по всей голове является сунной. Это именуется полным масхом (обтиранием) головы. Полный масх: намочить руки, отвести большие и указательные пальцы, при этом остальные три пальца каждой руки плотно сомкнуть вместе и внутренней стороной положить на верхнюю часть лба, где начинаются волосы (сомкнутые пальцы одной руки касаются сомкнутых пальцев другой руки), затем провести этими сомкнутыми пальцами по голове до затылка, где кончаются волосы (большой и указательный пальцы при этом не участвуют, при обратном движении провести ладонями по боковым сторонам головы. После этого указательными пальцами обтереть уши изнутри, а большими пальцами сверху вниз потереть за ушами. Затем тыльной стороной остальных трёх сомкнутых пальцев каждой руки провести сзади шеи (горло не обтирается).

Мытьё ног нужно начинать с правой ноги, произнося "Бисмиллях..." (фото 11). Промежутки между пальцами следует протирать мизинцем левой руки. Мытьё правой ноги начинается с мизинца, левой ноги - с большого пальца, и делается это снизу вверх. Левую ногу моют подобным образом и начинают также с произнесения "Бисмиллях...". Обе ноги моют до щиколоток (фото 12).

Обстоятельства, нарушающие тахарат (малое омовение)

  1. Выделение у человека мочи, экскрементов, крови, семени и т.п.
  2. Кровотечение и выделение гноя или сукровицы.
  3. Рвота полным ртом.
  4. Невменяемость.
  5. Состояние опьянения.
  6. Обморок.
  7. Испускание газов.
  8. Сон лёжа на боку или сидя на одном бедре, откинув ноги в сторону, а также сидя по-турецки, когда седалище не прижато плотно к месту сидения. Если человек засыпает сидя с плотно прижатым к месту седалищем, то его ритуальное омовение не нарушается.
  9. Громкий смех во время намаза (когда это слышат окружающие).
  10. Кровотечение из дёсен, когда количество этой крови превышает или равняется количеству выплёвываемой слюны.

Бритьё, стрижка волос и ногтей не нарушает ритуальной чистоты, равно как выделение крови в количестве меньшем, чем количество выплёвываемой слюны.

Гусль (большое омовение)

Это обязательное полное ритуальное омовение всего тела, включая полоскание полости рта и носа, для очищения от ритуальной нечистоты: последствий половой близости и извержения семени во время сна (поллюции), а также после месячного цикла у женщин и окончания послеродового состояния.

Порядок совершения гусль

Согласно сунне, полное омовение совершается в следующем порядке:

  1. Сделать намерение совершить гусль (большое омовение), после чего помыть руки, половые органы спереди и сзади, даже если они чистые.
  2. Произнести "Бисмиллях...", после чего совершить малое омовение (тахарат), выполняемое перед намазом. Если у ног собирается вода, то ноги помыть в последнюю очередь.
  3. Прополоскать рот и нос большим количеством воды, нежели при совершении обычного тахарата, потому что при таком полоскании выполняется и фард гусля по очищению рта и носа.
  4. Троекратно облить и помыть голову. При этом волосы на голове, борода и усы должны промокнуть до корней.
  5. Троекратно облить правое плечо и обмыть стекающей водой правую сторону тела.
  6. Троекратно облить левое плечо и обмыть левую сторону тела.

Во время омовения всё тело протирать рукой для того, чтобы на теле не осталось ни одного места, на которое бы не попала вода, включая пупок и ушные проходы.

Это протирание лица и рук, включая локти, ладонями, очищенными путём удара ладонями по почве или подобной основе, вместо совершения тахарата (малого омовения) или гусля (большого омовения) в соответствии с намерением в условиях отсутствия воды или невозможности её использования.

Условия и порядок выполнения Таяммума

Мусульманину разрешается совершать таяммум в следующих случаях:

  • отсутствие воды;
  • невозможность воспользоваться водой из-за угрозы обострения болезни;
  • опасность нападения со, стороны врагов и возникновение других аналогичных серьёзных препятствий.

Таяммум совершают следующим образом: произнести "А"узу..." и "Бисмиллях...", ударить руками по почве или по другой заменяющей её поверхности и потереть ладони об эту поверхность движением вперёд и назад. После этого руками обтереть лицо. Затем ударить руками по почве второй раз и снова поводить ладонями вперёд и назад и протереть ими руки от кистей до локтей и обратно - сначала правую, потом левую.

Если вы носите кольца, при совершении таяммума необходимо снять или сдвинуть их на пальцах и протереть место под ними.

Масх по поверхности хуффа

Как мужчинам, так и женщинам разрешается делать масх (проводить мокрыми руками) по кожаным носкам, именуемой "мест" или "хуфф". Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Хуффы надевают, будучи ритуально чистыми (после омовения-тахарата);
  2. Хуффы должны закрывать ноги до щиколоток, необходимо, чтобы они были прочными, способными выдерживать по меньшей мере 12 тысяч шагов;
  3. Хуффы не должны быть дырявыми или рваными (если есть разорванные места, то они не должны превышать ширины трёх мизинцев ноги);
  4. Хуффы должны быть водонепроницаемыми, достаточно толстыми и держаться на ногах без завязок;

Масх по защищенной и незащищенной ране

  1. Человеку, у которого из-за вывиха, перелома или ранения какие-либо части тела забинтованы, заклеены пластырем или загипсованы, и при этом вымыть эти места не представляется возможным, разрешается делать масх по поверхности большей части бинта и т.п. Более того, если и это может нанести вред его здоровью, то он освобождается даже и от масха.
  2. В отличие от масха по обуви, у масха по поверхности повязки, бинта, гипса и т.п. нет срока действия - масх можно совершать до полного заживления раны. При этом не имеет значения и то обстоятельство, был ли человек при наложении бинта и т.п. в состоянии ритуальной чистоты или нет.
  3. Если повязка развяжется или спадёт после того, как выполнен масх, или на существующую повязку будет наложена новая, то обновление масха не является обязательным.

Иллюстрации к выполнению тахарата

ФОТО 1 - Руки моются до запястья. При мытье пальцами одной руки протирают промежутки между пальцами другой руки. Если на пальцах кольца, то их смещают, чтобы под них попала вода.

ФОТО 2 - Чистка зубов мисваком относится к суннам тахарата. Мисвак берется в правую руку мизинцем и большим пальцем, при этом мизинец остается под мисваком, указательный, средний и безымянный пальцы оказываются сверху, а большой палец поддерживает его снизу. Увлажненным мисваком, начиная справа, чистятся все зубы.

(гусль) , согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.

Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т.п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб) , он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.

Передал имам аль-Бухарий в своем сборнике о том, что Абу Саляма сказал: «Я спросил ‘Аишу, засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). ‘Аиша ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.

Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухарий: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О, Абу Хурайра, воистину, верующий не становится наджасой» .

Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:

1. После выделения спермы. Его признаки:

Удовольствие при выделении;

Запах свежего теста, если сперма еще не засохла;

Запах яичного белка, если сперма засохла;

Толчкообразное выделение с напором.

2. После полового акта , даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.

3. После смерти человека .

4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.

5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).

6. После родов или выкидыш а, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и, после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.

Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб . А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом» . Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.

Примечание: Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения (см. на стр. 19). Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны (см. на стр. 28).

Обязательные действия купания

Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:

1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (‘ибада) , его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть ее заново вместе с намерением.

2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.

Примечание: Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.

Желательные действия купания

Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:

1. обращение лицом в сторону Киблы;

2. произнесение: «Исти‘азы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Нежелательно (макрух) не произносить эти слова перед полным омовением;

3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытье ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;

4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;

5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;

6. мытье тела с протиранием;

7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;

8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);

9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).

Тому, кто моется полностью обнаженным, при раздевании желательно сказать:

بِسْمِ اللهِ الََّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ

«Бисмилляhи-лляз и ля иляhа илля hува»

(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.

Из книги "Намаз -
опора религии"

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх