Кто много читает тот знает. как всегда проницательна…

Занятие по внеурочной деятельности. Мероприятие напрвлено на развитие внимания, памяти, устной речи, воспитание бережного отношения к ниге, развитие интереса к литературным произведениям. Материал содержит работу с пословицами, конкурсные задания, весёлые задачки, которые помогают выявить самого читающего ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. "Кто много читает - тот много знает"

Цель:

Повторение изученных произведений.

Задачи:

Развивать устную речь, внимание, память;

Воспитывать интерес к литературным произведениям;

Прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Повернулись, улыбнулись,

Подтянулись, ровно встали,

Ручки все свои подняли,

А теперь их опустили

И места свои заняли.

  1. Подготовка к восприятию.
  1. Загадка.

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

  1. Чтение стихотворения.

МОЙ ДРУГ

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Н. Найденова

2. Рассказ учителя.

Кому?

Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом - краски, в каждом цехе - машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь - сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Вот такой путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу. Но к сожалению, не все берегут книги.

Послушайте разговор двух книг.

Две книжки.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки? -

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки,

Про кляксы я молчу, -

О них и говорить то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе…

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете относиться к книгам.

Сегодня мы с вами поговорим о книгах и наш девиз сегодня будет «Кто много читает, тот много знает». Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.

III.Конкурсная программа.

(Ребята набирают жетоны, а в конце занятия, называется победитель)

1.Игра «Отгадай загадку. Назови имя героя. »

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка». Ш. Перро.)

2) С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

3) Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть побольше ноготка.

4) Кто - то за кого - то

Ухватился крепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

Названье этой сказки…

Но не знает девочка,

Что опасность её ждёт.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Девочке сейчас.

7) В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто - то голову срубил.

  1. Ответь на вопросы

1)Назовите этот предмет. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. Что это за предмет и какого героя можно убить?(Игла, Кощей Бессмертный)

2). В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (В сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)

3). Из какой сказки эти слова?

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые -

Все скорлупки золотые.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

4). Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)

  1. Сказочные задачки

Посадила мама в печь

Пироги с капустой.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок.

Да ещё из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги

Сосчитай-ка пироги. (9 штук)

В снег упал Сережа,

Зина и Антоша,

А за ними Лена,

Катенька и Гена,

А потом ещё Игнат.

Сколько на снегу ребят? (7).

5. Конкурс: «Пословицы»

(Ребятам нужно собрать пословицы. Кто больше соберёт.)

Итог занятия.

Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.

Спасибо вам ребята за участие. Вы сегодня очень достойно соревновались. Я, надеюсь, что вы ещё больше будете читать, и всех будете учить как обращаться с книгой…..

До новых встреч!

КНИГА - ТВОЙ ДРУГ, БЕРЕГИ ЕЕ

Цели: повторить изученные произведения, воспитывать интерес к литературным произведениям, прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам, развивать устную речь, внимание, память.

Ход классного часа

1. Чтение стихотворений. Загадки по теме .

Учитель. Угадайте: Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Назовите ваши любимые книги.

Учитель читает стихотворение:

МОЙ ДРУГ

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем,

И наш разговор потихоньку ведем…

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет -

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

Н. Найденова

2. Рассказ учителя с использованием иллюстраций.

Все эти книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами - тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река загружена лесами. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Сильные, храбрые, умелые люди. Они подплывают к лесному затору в моторных лодках и длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся бревна. И вот стволы вновь продолжают свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше - варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

А как же из рулонов книгу надо сделать?

Книгу надо писать. Кто будет писать книгу?

Писатели должны много знать, чтобы писать интересную книгу. А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам.

Кому?

Давным-давно, в прежние времена книга писалась от руки. Была редкостью и ценилась очень дорого. Так люди задумались: «Ведь книгу хотят прочесть многие. Как помочь размножить книгу?»

Теперь книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.

Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом - краски, в каждом цехе - машины. Тепербь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь - сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Вот такой путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще больше полюбите читать, еще бережнее относиться к книгам.

Ребята, какие же мы примем решения о книге.

Ученики: Бережно относиться к книгам, не рвать, не трепать.

Активно участвовать в трудовой операции «Живи книга».

Ты друг мой верный, книга,

Ты, книга, помогаешь

Учиться, строить, жить.

Зовешь любить Отчизну,

Хорошим другом быть.

Учитель: Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.

Книга - твой друг. Береги её.

Цели: повторить изученные произведения; воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память.

Учитель. Угадайте.

Кто, молча учит,

Без языка, а обо всём говорит?

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Ученики. Книга (хором).

Учитель. Правильно!

Книгу, всем понятную,

Умную, занятную,

Мальчики и девочки -

Ребята, давайте послушаем, о чём говорят книги на полке.

Инсценирование басни «Две книжки».

Ведущий. Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

1 ученик. Ну, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

2 ученик. Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей.

Тогда летать мне в облака!

А у тебя целы бока?

1 ученик. Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри - ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу, -

О их и говорить - то неприлично…

Зато и я его учу-

Не как - нибудь, а на «отлично».

2 ученик. Ну, мой на тройках едет еле - еле

И даже двойку получил на той неделе.

Ведущий. Найдёшь ты храбрости пример

В хорошей умной книжке,

Увидишь всю Россию,

Всю Землю с этой вышки

В дорогу взять не позабудь

Ключей надёжных связку.

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Какие правила мы должны выполнять при работе с книгой?

(Ответы детей).

КВН о сказках.

1 конкурс: «Приветствие».

Учащиеся делятся на 3 команды. В каждой команде выбирается капитан.

Каждая команда придумывает себе название и рисуют эмблему.

1 команда - «Муха - цокотуха».

2 команда - «Колобок».

3 команда - «Лиса Патрикеевна».

2 конкурс: «Пословицы»

Команды по очереди называют пословицы о книгах. Кто называет больше пословиц, тот побеждает.

Хорошая книга - лучший друг.

Кто много читает, тот много знает.

Прочёл новую книгу - встретился с другом.

С книгой жить - век не тужить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга - твой друг, без неё, как без рук.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Книга - окно в мир, почаще заглядывай в неё.

Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде.

Книгу читаешь - как на крыльях летаешь.

Итоги подводит жюри.

3 конкурс: «Хорошо ли ты знаешь сказки?»

Учитель показывает иллюстрации из сказок, команды по очереди определяют, откуда они взяты.

Итоги подводит жюри.

Задание болельщикам.

Кто громче крикнет заклинание старика Хоттабыча?

4 конкурс: «Музыкальный»

Команды выбирают задание, где написано, какую песню они должны исполнить.

Задания:

1) Какую песню пел братец Иванушка сестрице Алёнушке?

2)Какую песню пел Колобок?

3) Что пела коза своим семерым козлятам?

Итоги подводит жюри.

Задания болельщикам. Кто отправил эти телеграммы?

1) «От бабушки ушёл, от дедушки ушёл. Скоро буду у вас».

2) «Спасите, нас съел серый волк».

3) «Простое яичко уже снесла».

4) «Живу без всякой славы средь зелёныя дубравы у семи богатырей».

5 конкурс: «Горит Кошкин дом».

От каждой команды приглашается по одному «пожарному».

Ставятся 3 стула на расстоянии друг от друга. На спинку стульев накинуты пиджаки, вывернутые наизнанку. По сигналу учителя «Пожар!» «пожарные»

Бегут к стульям, выворачивают рукава пиджаков, надевают пиджаки на себя, застёгивают пуговицы, садятся на стул. Побеждает тот, кто первым выполнит все условия конкурса.

Итоги подводит жюри.

Учитель. А сейчас, ребята, я буду называть отрывки из ваших любимых книг, а вы будете отгадывать.

Из каких книг эти отрывки? Назовите автора и название книги.

1) Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2) Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит. (К.Чуковский. «Айболит».)

3) Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы,

В далёкие страны!

Котик - братик,

Отними меня.

(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)

4) В синем море звёзды блещут,

В синем море волны плещут.

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)

5) Сказка ложь - да в ней намёк, добрым молодцам урок.

(А.Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

6) Ох, нелёгкая это работа -

Из болота тащить бегемота.

(К.Чуковский. «Телефон».)

7) Ты один не умывался

И грязнулею остался.

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

(К.Чуковский. «Мойдодыр».)

8) Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та - ра - канн!

(К.Чуковский. «Тараканище».)

9) Уж серый волк с царевной и Иваном Царевичем был далеко.

(В.Жуковский. «Иван Царевич и серый волк».)

Итоги подводит жюри.

Задание болельщикам. Кто больше назовёт сказок, где говорилось бы о Волке и Лисе?

7 конкурс: «Сказки А.С.Пушкина» (конкурс капитанов).

Учитель. Какой поэт написал сказки в стихах и названия всех начинаются словом «сказка»?

Капитаны. А.С.Пушкин.

Учитель. Кто больше назовёт сказок А.С.Пушкина, тот и победит.

Ответы. А.Пушкин. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о медведихе».

Итоги всей игры подводит жюри.

Пока жюри совещается, с учащимися проводится игра «Отгадай загадку».

1) Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

(«Золушка». Ш. Перро.)

2) С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

(«Золотой ключик, или Приключения Буратино». А Толстой.)

3) Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть побольше ноготка.

(«Дюймовочка». Г. - Х. Андерсен.)

4) Кто - то за кого - то

Ухватился крепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

(«Репка». Русская народная сказка.)

5) Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Названье этой сказки…

(«Маша и медведь». Русская народная сказка.)

6) Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка,

Что опасность её ждёт.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Кто - то страшный встретится

Девочке сейчас.

(«Красная Шапочка». Ш. Перро.)

7) В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто - то голову срубил.

(«Муха - цокотуха». К. Чуковский.)

Жюри объявляет итоги соревнований. Победителей награждают


Наталья Ральникова
Совместный проект «Кто много читает, тот много знает»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Структурные компоненты проекта

Сроки реализации проекта

Творческий, познавательно - исследовательский

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо вести его в мир книги» В. А. Сухомлинский.

Тесное сотрудничество с социальными партнерами, родителями помогает дошкольникам понять значимость, полезность и необходимость в заинтересованности к чтению книг; служит важной предпосылкой для формирования системы нравственных убеждений и взглядов на окружающий мир.

Цели и задачи проекта

Цель проекта :

Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге, художественной литературе, через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи проекта :

Подготовить детей к восприятию того, что книга – источник знаний;

Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса : педагогов, работников библиотеки, родителей;

Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда людей многих профессий ;

Сформировать у детей интерес к посещению библиотеки;

Увеличить степень участия родителей в формировании интереса и потребности детей в чтении книг.

Формы реализации

Реализация основывается на следующих принципах :

Принципы комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи, влияющие на развитие ребенка;

Принцип сотрудничества между родителями, ДОУ и библиотекой;

Принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребенку;

Принцип личной заинтересованности родителей и их активности;

Принцип развивающего образования;

Принцип практической применимости.

1 этап - подготовительный или организационный :

Отбор участников проекта , подбор методической, справочной литературы по теме;

Заключение договора с городской библиотекой № 4; библиотекой на базе СОШ № 9.

Помощь родителей в оснащении Центра Книги и пополнение предметно – развивающей среды группы детской художественной литературой.

Создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, которое обеспечит условия для успешного развития ребенка при целенаправленном использовании развивающих техно- логий, в первую очередь игровых, с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.

Определение целей, задач проекта , определение поэтапной модели и плана действий над проектом : работа с педагогами, воспитанниками, родителями, партнерами.

Разработка планов по реализации проекта с социальными партнерами

2 этап - практический :

Сотрудничество с родителями, организациями дополнительного образования, социальными партнерами.

Организация комплексной работы по реализации задач проекта :

Беседы с детьми; экскурсии в библиотеку, книжный магазин, типографию; видеоэкскурсии, презентации; конкурсы рисунков, поделок; игры – драматизации, дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, интерактивные, речевые игры; викторины; КВН; досуг посвященный произведениям детских писателей – юбиляров; участие в городских мероприятиях посвященных книге; тематические вечера организованные сотрудниками библиотеки, творческие встречи с детским писателем г. Братска, совместная выставка детских работ по прочитанным произведениям , коллективное и индивидуальное изготовление книжки – малышки; придумывание собственной сказки, создание в ДОУ мини – музея авторской книги.

3 этап – итоговый :

Анализ решения поставленных задач и полученных результатов.

Творческие отчеты и представление опытов работы всеми участниками проекта в виде презентаций , мастер-классов, портфолио, фотоматериалов, и т. д.

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, результаты анализируются

Реализация проекта через :

Непосредственно образовательную деятельность;

-совместную деятельность педагогов, детей, социальных партнеров, родителей;

Работу педагогов с родителями;

Создание предметно-развивающей среды;

- совместную и самостоятельную деятельность детей и родителей.

Дальнейшее развитие проекта

Вовлечение в проектную деятельность детей параллельной возрастной группы;

Разработка мультимедийных презентаций и фотовыставок по созданию продуктов детской деятельности;

Разработка информационных буклетов для родителей;

Дальнейшее тесное сотрудничество с библиотеками, детскими писателями, типографией, издательским Домом.

Продукты/ результаты проекта (что будет создано, в результате его реализации) Изготовление совместно с родителями блокнотов, читательских билетов , конструирование книжек – малышек; изготовление папок – передвижек для детей, родителей, библиотек; атрибуты для сюжетно – ролевых игр; карточек для дидактических игр, атрибутов для театрализованной деятельности, создание в ДОУ мини – музея книги, совместное оформление выставки рисунков по темам, лепка собственной книжечки и ее роспись, гастроли в детском саду с показом театрализованных представлений, презентации, фотовыставки.

Пояснительная записка

Одна из задач воспитания и развития дошкольников в детском саду – это приобщение их к миру книг, бережному отношению к книге, чтению художественной литературы.

Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитывать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является проектная деятельность по теме : «Кто много читает , тот много знает » . Совместная партнерская работа ДОУ с библиотекой, позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развитие его индивидуальных способностей, проявление творческого потенциала, укрепление здоровья.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать » . Эти слова сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения дошкольников к художественной литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное , что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка.

На начальном этапе, мы стали помогать родителям стать волонтерами книжной культуры. Ее претворение в практику, потребовало от нас, воспитателей, творческого подхода.

Семья – основа формирования личности ребенка, где каждый из нас приобретает различные умения, в том числе и навыки читательской культуры . Именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и маленьким человеком. Большую роль в этом процессе играет совместная партнерская работа ДОУ, библиотеки и семьи. Главный смысл работы в том, чтобы с детских лет и на всю жизнь выработать у растущего человека внутреннюю потребность в чтении книг. Совместные чтения рождают близость взглядов на жизнь, помогают сохранить связь поколений.

Проблема приобщения старших дошкольников к чтению является на сегодняшний день актуальной. Один из главных путей воспитания духовной культуры личности ребенка – дошкольника – это активное приобщение к чтению, интерес к которому, к сожалению, стремительно снизился. Современные дети живут и развиваются в окружении огромного количества источников информации : телевидение, компьютер с его возможностями, Интернет. Поэтому, мы, взрослые, окружающие ребенка, должны сделать все возможное для того, чтобы общение с книгой стало необходимой частью жизни наших детей.

Общение с книгой – важное условие развития фантазии малышей, формирует нравственные принципы и культурные ценности. Ни один художественный и мультипликационный фильм не заменит тесного контакта с книгой. Книги всегда привлекают внимание детей, особенно, если она оформлена красочными иллюстрациями с изображением природы, животных, детей, персонажей сказок. Дети учатся правилам пользования книгой : не рвать и не мять страницы, не пачкать, брать только чистыми руками, после рассматривания, ставить на место. Мы всегда закрепляем правила пользования книгой, объясняя детям, что мягкие и испачканные страницы трудно читать , а порванные, вообще невозможно прочесть и, поэтому, мы не сможем узнать, о чем хотел нам рассказать автор. Учим рассматривать книги, сидя за столом.

Обсудили пополнение предметно – развивающей среды группы сказками, художественной литературой по тематическим неделям, книгами – юбилярами, авторами – юбилярами.

Познакомили с методами и приемами приобщения детей к художественной литературе. В ходе совместной деятельности оборудовали Центр Книги и пополнили его яркими и красочными книжками.

Для развития интереса у старших дошкольников к художественным произведениям, предлагаем вниманию детей и их родителям различные дидактические игры : «Из какой сказки герой?» , «В какой сказке я живу?» , «Кто это сказал?» , «Сложи сказку» , «Что сначала, что потом?» и т. д. Детям нравится обыгрывать понравившиеся эпизоды и сюжеты прочитанных произведений .

В старшем дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей детей, программой воспитания предусмотрено продолжать развивать у воспитанников интерес к чтению художественной литературы, и тогда в Центре Книги появляются книги – юбиляры, с портретами детских писателей и поэтов – юбиляров. Знакомим дошкольников с детскими поэтами и писателями города Братска, т. к. региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно – образовательной деятельности в дошкольном учреждении по формированию у воспитанников знаний о родном крае, поэтах, писателях, художниках, замечательных людях нашего города и его литературной жизни. Совместно с работниками городской библиотеки № 4, с которыми у нас длительное партнерское сотрудничество; делаем подборку произведений, проводим конкурсы, викторины, поэтические часы, творческие встречи с интересными людьми, презентации, экскурсии, видеопросмотры…

Один раз в месяц, по традиции, у нас, «Книжкин день» . Дети приводят в порядок книжные полки, сортируют художественную литературу, производят мелкий ремонт и реставрацию пострадавших книг.

, Внеклассная работа

Цель:

  • повторить изученные произведения;
  • воспитывать интерес к литературным произведениям;
  • прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам;
  • развивать устную речь, внимание, память.

Ход классного часа

Класс разбит на 2 команды. В каждой команде есть капитан, каждая команда имеет свое название «Незнайка» и «Буратино».

Стулья расставлены полукругом. Каждой команде задается вопрос по очереди, если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает эмблему. В конце викторины у какой команды будет больше эмблем, та команда и победит.

Оборудование для викторины: сказочные персонажи Незнайка и Буратино; «черный ящик», грамзаписи для музыкальных пауз, ширма, две куклы с книжками, волшебная палочка, иллюстрации для сказок «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка», «Где обедал воробей», «Бременские музыканты», «Муха-цокотуха».

Предметы для черного ящика: швейная игла, мочалка.

Ведущая классного часа одета в костюм Мальвины.

Заход учеников в класс под музыку.

Здравствуйте ребята! Я к вам пришла из сказки, чтобы кое-что проверить.

Сейчас я вам покажу небольшую сценку, а вы должны будете отгадать о чем мы с вами будем говорить. (захожу за ширму и показываю сценку.

Две книжки.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…

Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о книгах и наш девиз сегодня будет «Кто много читает, тот много знает». Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.

И сегодня я проверю, какие вы читатели и все ли сказки знаете.

Я вас сейчас разделю на команды. (1-й полукруг – команда «Незнайки», 2-й полукруг команда «Буратино»). Каждая команда будет отвечать на мои задания по очереди, если команда не может ответить на мой вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает эмблемку. И у какой команды больше наберется эмблем, та команда и победит.

Звучит музыка.

  1. Внимание – «черный ящик». Назовите этот предмет. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (игла)
  2. В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)
  3. Из какой сказки эти слова? (включается запись)

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые –
Все скорлупки золотые.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

  1. Внимание – «черный ящик»! (звучит музыка). Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Назови автора и название сказки. (Крокодил проглотил мочалку в сказке К. Чуковского «Мойдодыр»).
  2. Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)
  3. «Я пришла из сказки Андерсена. Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как меня зовут?» (Дюймовочка).
  4. Кто написал эти слова? (включается запись).

Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

(С.Я. Маршак «Где обедал воробей»)

  1. А сейчас каждой команде нужно найти четырех героев одного произведения, назвать это произведение. (на доске)

а) Колобок, волк, Муха-цокотуха, медведь, бабушка-пчела, девочка, комар, Василиса, стойкий оловянный солдатик, кузнечик. (К. Чуковский «Муха-цокотуха»)

б) Осел, лиса, Емеля, петух, Ванечка, Собака, Чип и Дейл, Кот, Машенька, дядя Степа. («Бременские музыканты»)

Включается запись урагана.

  1. Ой, ребята, ураган нам все пословицы перепутал. Давайте найдем вторую часть пословицы. (пословицы лежат на столах). Чья команда правильно и быстро составит пословицы, та и получит эмблему.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.
С книгой жить – век не тужить.
Глаза страшатся, а руки делают.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Подведение итогов. Итак, о чем же мы с вами сегодня беседовали?

Молодцы ребята!

Пока команды считают свои эмблемы я расскажу вам стихотворение Н. Найдёновой.

Мой друг.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

Награждение команд грамотами и раздача книг.

Спасибо вам ребята за участие. Вы сегодня очень достойно соревновались. Я, надеюсь, что вы теперь всех будете учить как обращаться с книгой…..

До новых встреч!

Волшебной палочкой дотрагиваюсь до каждого и ученик уходит.

Классный час: «Кто много читает, тот много знает».

Цель: побудить интерес к чтению, способствовать формированию читательской активности.

Задачи:

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать бережное отношение к книгам;

Формировать навык добывания нужной информации из книг;

Обогатить словарный запас, развивать речь.

Оборудование: интерактивная доска, презентации ("История книги"), выставка книг-произведений детских авторов.

Кл. рук. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Я рада видеть вас сегодня в нашем классе! Ребята, давайте вспомним наш волшебный ритуал: возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку и пожелаем друг другу удачи! И начать наш классный час мне хочется со слов знаменитого детского поэта С. В. Михалкова.

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(Слайд 3)

- Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе? (о книге)

Да, сегодня мы поговорим о книгах и о чтении.

А вот вам и первое задание по чтению, составьте из отдельных слов пословицу – и вы сможете узнать название нашего классного часа.

КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ! (Слайд 4)

-Как вы понимаете эту пословицу?

- А как вы думаете, верно это утверждение или нет?

- Давайте попробуем разобраться верно это утверждение или нет?

Я хочу вам сообщить, что у нас, в начальных классах, запущен проект, который называется: «Как хорошо уметь читать». И начать наш классный час мне приходиться с не очень приятного известия… Дело в том, что 4 класс от этого проекта отстранен. Недавно нам в школу пришло письмо из прокуратуры… Да, да, из прокуратуры.

Кто из вас знает, что это за орган власти?

- Прокуратура орган государственной власти для надзора за соблюдением законов и привлечения к суду нарушителей законов. (Слайд 5)

На наш класс заведено уголовное дело. И мне поручили разобраться с этим вопросом.

А кто из вас знает где разбираются уголовные дела? (в суде)

Поэтому я вам предлагаю вам принять участие в ролевой игре, где у нас будут

Обвиняемые - это лицо, в отношении которого ведётся уголовное преследование

Обвинитель - это Лицо, поддерживающее обвинение перед судебными органами.

Свидетель – этоЧеловек, располагающий сведениями об обстоятельствах дела и вызванный для дачи показаний суду или следствию.

Присяжный - это лицо, привлекающееся на определенное время для участия в разбирательстве судебных дел. (Слайд 6-7)

Одним словом мы поиграем в суд.

Итак, вы обвиняетесь в том, что:

    Вы ничем не занимаетесь в свободное время.

    Вы редко посещаете библиотеку.

    Вы не умеете обращаться с книгами.

    Вы не умеете самостоятельно находить нужную информацию в книгах.

    Вы мало читаете.

Поэтому вы, не имеете право принимать участие в этом проекте.

Вот такие против вас выдвинуты обвинения. Сегодня вам предстоит их опровергнуть или подтвердить. В конце мы узнаем, какой будет приговор.

Итак, переходим к слушанию дела.

Вначале суд просит обвиняемых представиться, но в строго установленной форме. (Слайд 8)

Цель тренинга: развивать способность к самопрезентации.

Надо сказать пару слов о себе, продолжить фразы:

- «Меня зовут…»;

- «Я учусь в …»;

- «В свободное время я люблю заниматься…».

Кл. рук. Вот, например, как я бы презентовала себя:

- «Меня зовут Людмила Алексеевна»;

- «Я работаю учителем в 4 классе Лемешкинской школы-интернат»;

- «В свободное время я люблю заниматься: рукоделием, чтением книг, спортом».

Идёт презентация.

Кл.рук. Молодцы. Вы замечательно представились и смогли меня убедить, что у вас много разных интересов. Но окончательное решение по вашему делу вынесут присяжные. Разрешите мне вам их представить:

Гайваронская Н.П.

Чернецкая Л.Н.

Лысенко Л.А.

Божкова Г.А.

Рябоконь Н.С.

ЧернецкаяТ.В.

Гагарина Л.В.

Савчук И.А.

Это самые справедливые присяжные, которые выслушав ваши доказательства, вынесут правильное решение.

Кл.рук. Переходим к следующему пункту. Пункт № 2. В нем говорится, что вы редко посещаете библиотеку. Для допроса на скамью подсудимых вызываются ответчики 4 класса. (Все)

Ребята, вы что не знаете где находится библиотека?

Что вы можете сказать в своё оправдание?

Книжная страна

Люблю я помечтать…
И оказаться в сказке,
В таинственном лесу.
Увидеть волка, зайца
И рыжую лису.

А прочитав всю книжку,
Подумать головой –
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.

Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Поможет и расскажет
Как друга нам найти.
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю
И слабых защищать.
(Настя Валуева)

Кл.рук . - Молодцы, ребята. Очень убедительно. Но вам нужно ответить еще на некоторые вопросы. Для этого я проведу с вами блиц опрос. А присяжные сделают свои выводы.

Блиц опрос «Наша библиотека». Отвечать можно хором. (Слайд 9)

    На каком этаже находится школьная библиотека? (1)

    Сколько окон в библиотеке? (2)

    Сколько компьютеров в библиотеке? (0)

    Можно ли бегать в библиотеку на уроках? (нет)

    Сколько дней можно держать библиотечную книгу дома? (10)

    Как зовут библиотекаря нашей школы? (Татьяна Алексеевна)

    С какими словами надо входить в библиотеку? (Здравствуйте)

    Сколько книг в школьной библиотеке? (много)

Кл.рук . - Молодцы, ребята. Вы доказали, что знаете, где находится наша библиотека и посещаете её.

А для чего вы посещаете библиотеку? (чтобы читать)

А для чего мы читаем? (чтобы узнать что-то новое)

Дорога в библиотеку.
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.
(Т. Бокова)

Кл.рук. - И мы переходим к следующему пункту обвинения. Пункт №3. Вы не умеете обращаться с книгами.

Давайте посмотрим сценку, выдвинутую против вас, как доказательство.

Две книжки
Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой. «Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой. «Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».

Ну, мой на тройках едет еле-еле. И даже двойку получил на той неделе…
В басне этой нет загадки, расскажут напрямик.

И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
(С. Ильин)

Скажите ребята, а в вашем классе есть такие ученики, которые не умеют обращаться с книгами, портят их, рвут?

ДЕТИ : Нет, у нас таких ребят нет. Мы знаем правила обращения с книгами и можем их рассказать.

А какие правила обращения с книгой вы знаете?

Правила обращения с книгами.

1) Бери книгу только чистыми руками.

2) Оберни книгу, вложи в неё закладку.

3) Переворачивай страницы за верхний правый угол.

4) Не перегибай книгу при чтении.

5) Не делай в книге пометок, не загибай страницы.

6) Если книга порвалась – подклей её.

Кл.рук . - Надо же, и в этом пункте обвинения вы оправдались! Я думаю присяжные сделают свои выводы по этому вопросу.

А мы переходим к следующему пункту обвинения. Пункт №4. Вы не умеете находить нужную информацию в книгах.

Я предлагаю провести следственный эксперимент.

А что такое следственный эксперимент? (Слайд 10)

Следственный эксперимент – это следственное действие, имеющих значение для дела.

Ребятам было дано задание найти и подготовить информацию об истории создания книги. Давайте посмотрим, что у них получилось. (Слайд 11- 14)

1. В самом начале своей истории книга была живой, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.

Поэтому первой книгой был... человек!

На Руси это были СКАЗИТЕЛИ.

Сказители, играя на гуслях, рассказывали разные истории.

2. Первая печатная книга в России появилась в 1564 г. Эта книга называлась «Апостол». Её напечатал Иван Фёдоров.

3. Памятник первому книгопечатнику стоит в Москве.

Ребята, а что вам помогло в решении поставленной перед вами задачи?

Так можем ли мы сказать, что тот кто много читает, тот много знает?

Молодцы, ребята. (Слайд 15-16)

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И глядишь – уже дряхлый старик.

И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Машина умнела, умнела, и ныне

Доверили книгу печатной машине.

Сейчас в нашей стране книги печатаются очень быстро. Каждую секунду у нас появляется 75 книг.

Я думаю эксперимент прошел удачно. И этот пункт обвинения с вас будет снят.

Переходим к последнему пункту обвинения. Пункт №5. В нем говорится, что вы мало читаете.

Вы сможете доказать, что это не так? (Слайд 17)

Да, мы вызываем на помощь свидетеля. Библиотекаря нашей школы Татьяну Алексеевну.

Я помогу ребятам оправдаться и доказать, что они много читают.

Викторина по книгам.

Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)

Кто укусил лису из сказки «Доктор Айболит»? (Оса)

Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)

Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

От кого укрывалась девочка с братцем на берегу речки, под яблоней, в печке. (От гусей-лебедей)

Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)

Что болело у маленьких акулят в сказке «Доктор Айболит»? (Зубки)

Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

Кто является умывальников начальник и мочалок командир? (Мойдодыр)

Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)

Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)

На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)

На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)

Сколько щелчков проиграл Поп Балде в сказке Пушкина? (Три)

Какие молодцы у нас ребята! Как много книг они знают, как любят читать!

Конечно, ведь книга - источник знаний, открывающий нам дорогу в жизнь!

- А что вам помогло ответить на вопросы викторины? Чтение, знание книг.

Молодцы, я думаю было очень убедительно. Вы смогли прекрасно защитить себя по всем пунктам обвинения. А теперь, оглашается приговор. Всем встать!

Класс обвинялся в том, что у ребят нет никаких интересов, они не знают, чем себя занять в свободное время. Ребята редко посещают библиотеку, не умеют обращаться с книгами, не знают где и как находить ответы на вопросы. Обвинялся в том, что мало читают и мало знают.

Слово для вынесения приговора предоставляется присяжным.

Суд постановил: оправдать 4 класс по всем пунктам обвинения.

Ребята скажите, так смогли ли мы с вами доказать утверждение, что те кто много читают, много знают?

Ну а так как вы доказали, что много читаете и много знаете и с вас сняты все обвинения, то я хочу вас поздравить, вам разрешается принять участие в проекте: «Как хорошо уметь читать».

И закончить наш классный час мне хочется словами что:

-У вас друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Книга – друг твой и товарищ,

Мы берём ее везде,

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде.

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Не забывайте об этом! До скорых встреч.

В классическом понимании, человека, который любит читать книги и в рамках разумного увлекается этим процессом, называют – книголюб. Однако, в психологии существует еще одно понятие для личности, которая в прямом смысле слова не «выныривает» из книжного бытия – книгофил. Это пристрастие отходит от психологических норм и вполне может разрушить жизнь. Подробности – в статье ниже.

Почему некоторые люди очень любят читать книги?

Не будем оригинальными, когда скажем, что привычка читать формируется с самого детства. Люди, которые «живут страницами», полностью отдают себя процессу, проживая каждую строчку и судьбу главных героев. Вот и ответ на вопрос: люди читают, потому что:

  • им интересно окунаться в ту, другую жизнь;
  • они попросту привыкли это делать с раннего возраста;
  • они чувствуют, что развиваются морально с каждой прочитанной книгой – получают удовлетворение;
  • чтение книг – отличное времяпрепровождение.

Книгофил: бояться или радоваться?

Казалось бы, что тут плохого – повышенная любовь к книгам. Однако, психологи утверждают, что постоянное нахождение в обнимку с «бумажным миром» – влечет за собой последствия.

Как уже было описано ранее, читая книгу, мы полностью погружаемся в ту реальность, которую нам диктует автор. Разумеется, черты лица главного героя, экстерьер зданий и тембр голоса книжных персонажей – рисует наше сознание. Да, воображение работает, глаза бегают по строчкам, все сознание «в книге». Здорово, не так ли? А что, если посвящать этому весь рабочий день? Жизнь в реальности начнет рушиться, согласны?

Помимо сложностей к возвращению и принятию реальной жизни, чрезмерное чтение садит зрение и несколько ухудшает здоровье в комплексе. Читать книгу – сидеть в неподвижном состоянии долгое время – не самое полезное занятие.

Кроме этого, книгофилы спускают огромное количество денег на покупку новых материалов для чтения. Любая книга, которая более-менее приглянулась книгофилу – оказывается у него на полке. Наверное, понятно, что он не может себе отказать и всякий раз тратит нецелевые деньги на покупку новых страниц.

Вспомнили такого персонажа из своего окружения? Расскажите ему об этом и спросите, знал ли он, как называется человек, который любит читать и не может оторваться от книги?

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх